Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Цели профориентационной работы в школе:
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Профессиональная ориентация включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.
Педагоги – навигаторы проекта «Билет в будущее» Смоленской области приняли участие в обучающем семинаре.
В Смоленской области полным ходом идет федеральный проект «Билет в будущее». В рамках проекта для школьников 6-11-х классов будут организованы мероприятия профессиональной направленности различного формата. Помимо школьников, в проект включаются партнеры из числа работодателей промышленных предприятий, а также наставники, психологи, эксперты, родители и педагоги-навигаторы.
В данном проекте важную роль занимают педагоги-навигаторы, которыми являются классные руководители, психологи, специалисты в области воспитания и другие.
Ключевая задача таких педагогов - помощь школьникам 6-11 классов в профессиональном самоопределении.
Более чем в 120 школах региона начали свою работу 150 педагогов – навигаторов.
Региональный оператор проекта «Билет в будущее» провел очный обучающий семинар для педагогов-навигаторов.
В ходе мероприятия были рассмотрены ключевые вопросы организации работы в проекте.
1 блок. Общие сведения о проекте, которые включали в себя информацию:
2 блок. Работа на платформе «Билет в будущее», включающая следующую информацию:
3 блок. Документы, которые необходимы для участия в проекте:
Также для педагогов – навигаторов стартовало обучение на платформе проекта. Подготовка педагогов - навигаторов – важнейший и неотъемлемый этап реализации проекта «Билет в будущее», основная задача которого – расширение профориентационных и профессиональных возможностей для молодежи в регионах.
«Билет в будущее»
Проект по ранней профориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23 февраля 2018 года № Пр-328.
«Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года № 3. Оператором Проекта является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В 2020 году МБОУ Глубокинская школа приняла участие в данном проекте. На платформе «Билет в будущее» зарегистрировались и прошли тестирование 19 обучающихся и 6 родителей. Проект «Билет в будущее» позволяет обучающимся познакомиться с миром профессий, а также дает возможность попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников.
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап: участники проходят онлайн-диагностику, которая помогает определить уровень осознанности и готовности обучающегося к выбору, степень владения ключевыми гибкими навыками (память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность), сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.
Второй этап: погружение обучающегося в выбранную профессиональную среду в формате очных профориентационных событий.
Третий этап: на основании полученных данных, каждому обучающемуся даются рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В форме рекомендации содержится информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его регионе, и максимально подходящих под интересы, а также уровень знаний участника.
Вся информация по итогам профориентационного тестирования, прохождения практических мероприятий, а также данных, полученных от наставников, будет зафиксирована в личных кабинетах участников проекта.
Педагог-навигатор проекта «Билет в будущее» в МБОУ Глубокинской школе – заместитель директора по ВР Каперусова Н.А.
Пройти тестирование, узнать о новых, востребованных профессиях можно на сайтах:
Матрица выбора профессии (файл)
Классный час по профориентации «Что мы знаем о профессиях»
(для обучающихся 9 класса) (файл)
Своя игра
(Профориентационная игра для обучающихся 9-11 классов) (файл)